Воскресенье, 15.06.2025, 02:12

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
 
Категории раздела
Основные задачи классного руководителя [1]
Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся [1]
Анкета для родителей [1]
Циклограмма классного руководителя [1]
Дневник классного руководителя [1]
Функции и содержание работы классного руководителя [1]
Личность классного руководителя и его отношения с детьми [1]
Обязанности и права классного руководителя [1]
Основные направления организации сотрудничества кл. рук-ля и родителей [1]
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи [1]
Сводная ведомость успеваемости класса [1]
Социальный паспорт класса [1]
Календарь школьных праздников [0]
 
Наш опрос
Хотите ли Вы продолжить обучение в нашей школе по окончанию 9 класса?
Всего ответов: 154

 
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Форма входа
 
Корзина
 
 Заметки для классных руководителей
Главная » Статьи » Личность классного руководителя и его отношения с детьми

Личность классного руководителя и его отношения с детьми

Личность классного руководителя и его отношения с детьми

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения раз­личных методов управления коллективом школьников. Это проявляется и в стиле деятельности руководителя, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность ха­рактеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности классного руководителя (воспитателя) проявляются его личностные качества, прелом­ленные, в определенной мере, через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива учащихся.

Следует отметить, что существенное влияние на стиль дея­тельности оказывают: интеллект педагога; его общая культура; уровень профессиональной подготовки; особенности характера и темперамент; присущие педагогу нравственные ценности.

Стиль деятельности педагога во многом характеризует­ся отношениями с учениками. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяет высокую вариативность конкретных стилей руководства, которые могут классифи­цироваться по различным признакам. Наиболее распрос­траненными являются три стиля руководства:

• авторитарный;

 демократический;

• попустительский.

Характеризуя эти стили, В.Б. Ольшанский выделяет сле­дующие особенности:

1. При авторитарном стиле руководитель полностью оп­ределяет направление действий группы, дает задания, показывает приемы работы поэтапно, сам указывает каждому, что и вместе с кем делать, продемонстриро­вав однажды прием, считает, что свое дело сделал, ос­тается оценивать успехи каждого, персонально адресуя упреки (похвалу) отдельным учащимся. Наблюдаются агрессивность, враждебность во взаимоотношениях.

2. При демократическом стиле руководства группа обсуж­дает направления своих будущих действий при участии и помощи руководителя, демонстрирует не менее двух аль­тернативных приемов каждого действия, учащиеся сами выбирают, кому и с кем работать, руководитель работа­ет почти наравне с другими; в своих замечаниях объек­тивен, оценивает действия, а не личности. Чаще употреб­ляются дружеские обращения, сочувственные замечания.

3. При попустительском стиле руководства отмечается полная свобода для индивидуальных или групповых ре­шений, при минимальном участии руководителя. В воз­никающие споры он не вмешивается совсем или толь­ко в случаях крайней необходимости. Оценивать работу или влиять на ход событий даже не пытается. Обстанов­ка скорее напоминает безалабершину.

В педагогике В.Б. Ольшанский считает, что наиболее про­дуктивна дихотомизация (от греч. dichotomia- разделение надвое, способ классификации) психологического климата первичной группы на: «угрожающий», который характери­зуется угрозами, обещаниями, руководитель обеспечивает пассивное послушание, конформизм подчиненных; «раз­вивающий», где каждому учащемуся уделяется внимание, одобрение и поддержка, что способствует укреплению че­ловеческого достоинства, стимулирует самоуважение, гор­дость, стремление к самоутверждению.

Вот некоторые признаки поведения классного руково­дителя (воспитателя), создающего развивающий климат.

·     Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвеши­вать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседоз­воленность может принести только вред.

·     Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрения любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подо­зрительность и недоверие.

·           Гласность. Неравенство в межличностных отношениях не­избежно. Однако одно дело, если оно основано на поло­жении в административной иерархии, и совсем другое, когда строится на известных всем нравственных качествах.

·     Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оцен­ка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для пего лично, чем просто навесить ярлык.

·     Не приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он был ответственен за результаты своей деятельности.

·     Сослагательность, а не категоричность; скорее предло­жение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руко­водителя с детьми.

Начинающие, молодые классные руководители (воспита­тели), помня о стилях руководства в начале своей деятель­ности, пытаются строить свои взаимоотношения на демок­ратической основе, но сталкиваются с тем, что учащиеся подобное отношение воспринимают как признак слабости и создают хаос. Не справляясь с ситуацией, трудностями, их блате намерения терпят крах. Необходимо помнить, что пря­мой противоположностью демократического стиля является попустительский; культивируя его, учитель демонстративно позволяет классу «сесть себе на шею», или переходит на про­веренный авторитарный стиль. Демократический стиль, это подлинное сотрудничество учителя с учениками, предпола­гает требовательность в сочетании с высоким уважением к личности ребенка. Чтобы научиться контролировать свое по­ведение, настроение, чувства и мысли, важно выработать критическое отношение к себе, умение владеть собой, чтобы управлять собственной психикой (спонтанное проявление дурного настроения — это есть распущенность, отравляю­щая жизнь окружающим). В.Г. Куценко предлагает аутотре­нинг «шесть С»:

·     самообязательство,

·     самоконтроль,

·     самоот­чет,

·     самоубеждение,

·     самоободрение,

·     самовнушение.

Категория: Личность классного руководителя и его отношения с детьми | Добавил: midakva (19.01.2010)
Просмотров: 6201 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2025
Поиск
 
Архив записей

Понравился сайт?

 
Друзья сайта
 

Проверь оценки
Учет успеваемости